Понравилась статья - поделитесь в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники

Гжельская роспись по фаянсу и фарфору в узнаваемых бело-синих тонах – визитная карточка целого региона, расположенного в нынешнем Раменском районе Московской области. Здесь гончарное производство было достаточно развито еще в 14 веке благодаря большим залежам в округе природных глин различного состава. Само название «Гжель» имеет балтийские корни и относится скорее к природным особенностям региона, чем к процессу обжига изделий в гончарном производстве. Наиболее близко слово «гжель» к древне-прусскому звучанию слова «кустарник», с некоторыми отличиями прижившемуся во всех балтийских языках.

История возникновения гжельской росписи

После появления первых кустарных производств гончарное искусство в регионе развивалось стремительными темпами. К середине 18 века здесь выпускалась расписная глиняная посуда, а число заводов достигало уже 25. Поворотной точкой стало открытие залежей белой глины особо высокого качества, идеально подходящей для изготовления фаянса и полуфаянса. Получаемые из нее изделия не нуждались в дополнительном покрытии и отличались огромным разнообразием ассортимента. В 1802 году был построен первый завод по производству фарфора, а во время расцвета дореволюционного производства фабрики выпускали тонкий фарфор и фаянс «экспортного» качества.

гжельская роспись

Первоначально в гжельской росписи применялись не только синие, но и золотые цвета с добавлением голубого, лилового и коричневого. И только появление качественного фарфора и фаянса позволило отказаться от обилия красок, выбрав для оформления изделий нежную и ажурную сине-голубую роспись. Насыщенный тон красок подчеркивает прозрачность и белизну фарфора, поэтому изделия никогда не покрываются орнаментом полностью.

Современная гжельская роспись

Возрождение гжельской росписи приходится на послевоенные годы. Тогда художницей Бессарабовой и ученым Салтыковым была разработана методика росписи, а кобальт был выбран как лучший материал для подглазурной гжельской росписи, приобретая после обработки свой знаменитый насыщенный цвет. Для создания узоров используются традиционные народные мотивы, стилизованные растения, животные, птицы, а в тонах росписи сочетаются переходы от насыщенного темно-синего до очень светлого бело-голубого.

гжельская роспись

Отлитые в формы фарфоровые изделия проходят предварительный обжиг, затем мастер наносит кобальтовую роспись, после чего процесс завершается повторным или политым обжигом готового изделия. Благодаря такой обработке, расписная посуда полностью сохраняет свое утилитарное назначение, а гжельская роспись получается стойкой и долговечной.

Современное объединение «Гжель» включает 6 предприятий, специализирующихся на производстве обычного и костяного, отличающегося особой тонкостью и мягким оттенком топленого молока, фарфора, и росписи изделий. Центральный рисунок в окружении симметрично расположенных узоров, подчеркивает не только качество фарфора, но и замысловатые формы изделий. Гжельская роспись украшает не только столовую посуду, но и изделия самых разных типов и форм: от миниатюрных фигурных поделок и статуэток до шахматных наборов и люстр.

гжельская роспись

Для домашней росписи «под гжель» можно использовать витражные либо акриловые краски. После высыхания красок посудой можно пользоваться по назначению.

Гжельская роспись в домашних условиях – поднос

Нам понадобится:

  • белый керамический или металлический поднос,
  • синяя акриловая краска,
  • контур для керамики,
  • шаблон рисунка,
  • кисточка,
  • палитра,
  • ножницы.

Если рисование по шаблону кажется вам слишком сложным, можно придумать композицию самостоятельно. При оформлении подноса стоит выбрать крупный центральный рисунок, окруженный по бортику симметричным повторяющимся орнаментом. В центре подноса можно поместить крупный стилизованный цветок, напоминающий ромашку с лепестками-капельками, а бортик оформить тонкими пересекающимися линиями в виде расположенной под углом решетки.

гжельская роспись

Тщательно моем поднос и обезжириваем ацетоном. Переносим шаблон на поднос при помощи контура. Для этого вырезаем детали шаблона и обводим их контуром. Сушим контур около трех часов. Наносим краску на палитру, набираем кисточкой нужное количество краски и рисуем, начиная от центра. Завершаем роспись орнаментом по краю. Выполняем всю работу максимально аккуратно. Готовый поднос нужно сушить около суток. При желании акриловую краску можно обжечь в духовке, поместив изделие в холодную духовку и разогрев ее до 180 градусов. Время обжига – 15 минут.

гжельская роспись

 

Гжельская роспись в домашних условиях — лошадка

Нам понадобится:

  • керамическая или стеклянная лошадка,
  • синяя и белая витражная краска,
  • контур для керамики,
  • кисточка,
  • шаблон для боковых частей лошадки.

Стеклянную или керамическую фигурку моем и обезжириваем. Вырезаем шаблон, прикладываем в фигурке, делаем симметричный рисунок на боковых частях контуром. Сушим в комнате 3 часа. Раскрашиваем синими завитками хвост и гриву, заполняем синей краской шаблон. Остальную часть фигурки покрываем белой краской. Отправляем запекаться в холодную духовку, поместив изделие внутрь на 45 минут при температуре 180 градусов. Выключить духовку, дать фигурке остыть внутри.

гжельская роспись